Заметки Единоборца
Ударили по правой - подставь левою!
Как-то раз, после окончания тренировки мы, как обычно, зашли в тренерскую выполнить наш «ритуал»: пожать руку и пожелать удачи тренеру, и разойтись по домам. Конечно, зачастую наш ритуал затягивается по тем или иным причинам. В этот раз тренер рассказал нам о своей поездке к священнику и предложил нам собраться как-нибудь и съездить к нему на беседу: попить чай и поговорить о вере к Богу. Лично меня это привело в легкий ступор. Занимаюсь шестой год, а ничего подобного еще ни разу не слышал от тренера. Естественно, отнесся к этому скептически. Мол, я уже разного наслушался от священников, и удивить им меня нечем. Немного пожавшись, решил поддержать затею тренера и скататься к отцу Василию.
Как позже выяснилось, беседовать нам предстояло не только с одним отцом Василием, а также и с отцом Александром. Тема беседы была простой и незамысловатой, так сказать краткий ликбез по православной вере. И по окончанию рассказа нам было предложено задавать вопросы, касающиеся религии. И самый первый вопрос, который был задан, касался изречения из библии: «Ударили по правой щеке, подставь левою». Что это? Призыв к смирению? Да и вообще, не мазохизм ли это?
Лично для меня, как представителя армейского рукопашного боя, этот вопрос вызывает глубокое недоверие. Конечно, если я в чем-то провинился, то тогда да, я стоял бы молча и принимал удары. Но другое дело, когда некто совершенно незнакомый, малоприятный тип пытается, не то что оскорбить вас морально, а унизить физически. И я решил высказать свою точку зрения батюшке. Допустим, если некто решил ударить вас и вы при этом не отплатили ему тем же, то тем самым вы даете повод этому человеку почувствовать свою безнаказанность. И в голове этого субъекта может зародиться мысль: раз мне за свой беспредел ничего не случилось, то стало быть я могу также причинить вред другому человеку. Вот и получается, что своим бездействием я позволил человеку пойти по наклонной. Если бы я сразу осадил этого человека и показал ему меру дозволенного, то по сути уберег бы его от дальнейших, не то что от греховных дел, а от аморальных поступков. И к тому же есть люди, которые понимают только силу, и никакими умными рассуждениями, достойными самой престижной премии в области логистики, их не убедить, если он не боится вас. Наоборот если вы идете ему на уступки, то в его голове зарождается мысль, что вы его боитесь и, стало быть, можно начинать наезжать на вас. Недаром говорят: ничто так не провоцирует агрессию, как безотказность агрессии.
Отец Александр посмотрел на меня добрыми глазами, радушно улыбнулся и ответил мне, что нужно понимать это, как разные стороны одного и того же вопроса. И не нужно воспринимать это изречение в буквальном смысле. Достаточно оглянуться назад и вспомнить историю нашей страны. Сплошные войны. И это изречение нисколько не мешала нашим предкам бить своих недругов. Нужно лишь отметить, что по отношению к покоренным народам русские всегда вели себя в пределах разумного. Сразу же вспоминаю Великую Отечественную Войну. Не помню ни одного концлагеря для пленных немцев.
Есть в истории русской православной церкви яркий пример, когда Серафима Саровского еще молодого и сильного избили разбойники, причем он не оказывал им сопротивления, несмотря на свою силу. Тут нужно понимать, что учение Иисуса Христа пронизано идеей спасения души. И все святые, как люди одухотворенные обладали особой просветленной душой, и вся их жизнь была нацелена больше на спасение собственной души, нежели тела. Достаточно вспомнить тот момент, что все святые отрекались от мирской жизни, лишали себя всех материальных благ и уходили в затворничество. И возможно, что принесение увечий кому-то даже в целях самозащиты для них страшнее собственных физических увечий, либо же, тем самым, они показывали простым людям, что они выше мирской жизни и физическая боль не является для них чем-то таким страшным.
Со святыми, вроде бы, понятно, но как же быть простым мирным жителям? Опять же обратимся к библии: самоубийство есть тяжкий грех. И непринятие мер к защите своей жизни есть самоубийство. Вот еще: блажен тот, кто душу свою за ближнего своего кладет. С этим тоже, вроде бы, понятно.
Теперь предлагаю перейти от чего-то физического и материального к вещам более абстрактным. Я думаю, каждый из вас частенько слышал фразу подобного рода: «жизнь бьет внезапно и неожиданно и по самым уязвимым местам» или «еще один такой удар судьбы мне не перенести». Как быть в таких случаях? Лучше Рокки 4 никто не скажет: «Мир не такой уж солнечный и приветливый - это очень опасное, жесткое место и если только дашь слабину, он опрокинет тебя с такой силой, что больше уже не встанешь. Никто на свете не бьет так сильно как жизнь. Совсем неважно как ты ударишь, а важно какой держишь удар, как двигаешься вперед. Будешь идти, иди, если с испугу не свернешь. Только так побеждают. Если знаешь чего стоишь, то иди и бери свое, но будь готов удары держать».
«Ударили по правой - подставь левую». Смирение? Трусость?...
Дима
____________________________________________________________________________________